Заполните форму

Наименование организации
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Текст
г. Москва: (495) 543-42-71 (многоканальный)
  • «Аудит закупочной деятельности»
    Подробнее
  • Получение ЭЦП и аккредитация на электронных площадках
    Подробнее
  • Представление интересов в контролирующих органах
    Подробнее
  • Правовое сопровождение торгов на право аренды или продажи государственного и
    муниципального имущества
    Подробнее
  • Услуги специализированной организации в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ
    Подробнее

В  соответствии с положениями закона от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона 223-ФЗ, обязаны размещать информацию о своих закупках на официально уполномоченном сайте www.zakupki.gov.ru.  Речь идет о предприятиях, так или иначе связанных с государством: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юридических лиц.

Закон № 223-ФЗ обязывает компании принять собственное положение о закупках и опубликовать его в открытом доступе в сети интернет.  Положение о закупке  является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.    Закон № 223-ФЗ устанавливает как минимум два обязательных способа закупки – открытый конкурс и открытый аукцион. Кроме того установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Часть 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные помимо конкурса или аукциона способы закупки.  

Таким образом, специалисты Первой Консалтинговой Компании «АВРОРА» помогут в  разработке Положения о закупке в целях  своевременного и полного обеспечения потребностей Заказчика, а также  определить  способы закупки при  осуществлении выбора поставщика любым, даже самым экзотическим способом электронных торгов.

Для начала работы по 223 ФЗ заказчикам необходимо:

  • утвердить и разместить на официальном сайте Положение о закупках (основной документ, по которому в дальнейшем придется работать);
  • утвердить план закупок.        

Положение заказчика о Закупке должно быть размещено на официальном сайте Правительства Российской Федерации zakupki.gov.ru:

  • с 1 июля 2012 года;
  • в течение трех месяцев с момента государственной регистрации юридического лица (если заказчик будет создан после вступления в силу Закона);
  • в течение трех месяцев с момента получения заказчиком уведомления об изменении совокупной доли участия в его уставном капитале (если в результате такого изменения деятельность заказчика стала регулироваться Законом).                                                                                                            

План закупок  должен быть разработан на год, с учетом Постановления Правительства  №932 от 17.09.2012 г.        

При работе с Законом 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" помимо утвержденного положения и плана закупок надо не забывать про отчетность.  Согласно части19 статьи 4 Закона, заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  1. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  2. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой  составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
  4. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.                                   

Правила размещения отчетов утверждено Постановлением Правительства № 908 от 10.09.2012.

Кроме этого Федеральным законом №396-ФЗ от 28 декабря 2013 года в Закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» включены дополнительные положения относительно реестра договоров, которые вступили в силу с 01.01.2015 года.  Основным документом регламентирующим порядок и правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки является постановление Правительства от 31 октября 2014 г. N 1132

Отдельно, следует отметить об установленной ответственности заказчика, должностных лиц при организации, проведении процедур закупки, отчетности по 223-ФЗ. Указанный закон предусматривает следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную;
  • гражданскую (защита прав в судебном порядке);
  • административную.                                                                                                                    

Допускается защита нарушенного права поставщика (участника) путем обжалования в административном порядке действий (бездействия) посредством обращения в антимонопольный орган.      

Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установлена административная ответственность на нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. 

Закон N 122-ФЗ дополнил Кодекс об административных правонарушениях статьей 7.32.3, которая вводит штрафы, в частности:

  • за несоблюдение электронной формы закупок товаров, работ, услуг;
  • за нарушение установленных законом сроков размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок либо не размещение информации, предусмотренной законом, в данной системе;
  • за нарушение установленных законом сроков размещения информации об изменениях, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком;
  • за несоблюдение требований к содержанию извещений и (или) документации о закупке;
  • за предъявление к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам требований, которые не указаны в документации о закупке.

 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии со статьей 15 которого БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ в ряде случаев вправе осуществлять закупки продукции на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Специалисты Первой Консалтинговой Компании «АВРОРА»          Проведут консультации,  обеспечат подготовку и проведение электронных и «бумажных» конкурентных закупочных процедур, тендеров, с учетом всех особенностей закупочной деятельности организации в соответствии с нормами законодательства РФ,  так же помогут в следующих вопросах: 

  • Требования и рекомендации по разработке Положения о закупке (по составу, порядку подготовки и принятия),в зависимости от типа заказчика(государственное или муниципальное унитарное предприятие, автономное учреждение и т.д.и вида его деятельности),порядок размещения Положения о закупке на официальном сайте;
  • Планирование закупок товаров, работ услуг. Правила формирования плана закупки товаров, работ, услуг, сроки размещения планов закупки продукции, в  том числе плана  закупки инновационной продукции,  высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • Установление заказчиком требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Требования к участникам закупок. Требования к составу, содержанию и оформлению заявок на участие в закупках;
  • Закупочная документация: извещение, конкурсная документация, документация об аукционе, запросе котировок, запросе предложений, проект договора;
  • Характеристика основных способов закупок (конкурс и аукцион) и иных способов закупок;
  • Размещение информации о закупках на официальном сайте
  • Заключение и исполнение договора по результатам закупки
  • Размещение на официальном сайте отчетной информации о закупках, контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ. Ответственность заказчика за несоблюдение требований законодательства;
  • Особенности закупок, осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Вопрос: Какие документы должны разработать организации,  чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?  

Ответ: Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

Вопрос: На какие организации и с какой даты распространяется  Закон N 223-ФЗ?

Ответ: Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц. Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: – предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями  деятельности;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8):

– муниципальные унитарные предприятии;.

- автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года.  К таким организациям относятся:    государственные корпорации;

государственные компании; государственные унитарные предприятия; государственные автономные учреждения.

Вопрос:     Какие способы закупок можно применять?

Ответ:     Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом следует отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

Вопрос:    Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Ответ:       Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»  функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

Вопрос:    Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

Ответ:     На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).  

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: - которые уклонились от заключения договоров; - с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007  N 292.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).

Вопрос: Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

Ответ:    В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

 Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность. Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ. В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

Вопрос: Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Ответ:   Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 44-ФЗ. На заказчиков, которые перейдут на Закон N 44-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения. Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее: Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении. Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

 За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ). Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установлена административная ответственность на нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.  

Вопрос:  Можно ли вносить изменения в положение о закупках, и как часто?

Ответ:   Да, можно. Законодательство не устанавливает ограничений в отношении количества  изменений в положение о закупках. При этом, процедура внесения изменений должна быть соблюдена.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.